НАУЧНАЯ ШКОЛА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Происходящие в нашей стране процессы модернизации и развития системы образования неразрывно связаны с развитием вузовской науки в области физической культуры и спорта. Научные школы выступили одной из главных сил инновационного развития общества и государства, динамичного развития вузовской науки.
   Исследование становления научной школы на факультете физической культуры ШГПУ предполагает проведение ретроспективного анализа их деятельности не только как формы приобщения участников образовательного процесса к педагогической деятельности, но и как уникального центра концентрации творческой и инновационной энергии.
   Становление и развитие научной школы факультета физической культуры неразрывно связано с его историей. В апреле 1974 г. Приказом Министерства просвещения РСФСР на базе педагогического факультета Шуйского педагогического института было открыто отделение физического воспитания. Первыми преподавателями стали доктор медицинских наук А.А. Тюрина, преподаватели кафедры физического воспитания ШГПИ Б.С. Рунцов, М.С. Черноперов, а так же выпускники факультета физического воспитания В.В. Акименко, Л.Д. Акименко, А.И. Замогильнов, М. Ф. Антонов, С.С. Лимасов, Ю.И. Удалов. Через год отделение физического воспитания преобразуется в факультет физического воспитания с открытием двух кафедр: кафедры теоретических основ физического воспитания (ТОВФ) и спортивных дисциплин. На факультет приходят преподаватели, имеющие большой опыт преподавательской работы в Ивановском педагогическом институте. Это Г.Н. Зыков (ТОВФ), М.А. Голицын, В.А. Воловенский, В.Ф. Вермиевич, И.И. Голицына. Из Ульяновского педагогического института приехал преподаватель по легкой атлетике В.А. Воронин. Вместе с ними пришла группа молодых специалистов Ивановского государственного педагогического института (ИГПИ): В.Н. Фролов, Ю.И. Веселов, А.В. Салов, Е.Н. Червякова. В 1976 году в коллектив влились В.А. Харитонов, В. А. Морозов и выпускники факультета физического воспитания Владимирского педагогического института Н.В. Андреева, Ю.И. Горбашов, Н.А. Даньшин.
    Первым деканом факультета и заведующей кафедрой теоретических основ физического воспитания стала кандидат биологических наук И.И.Голицына, кафедру спортивных дисциплин возглавил В.А.Воронин. Именно они стояли у истоков факультета, создавали коллектив, закладывали традиции, формировали учебную и научно-методическую базу. С самого начала организации факультета большое внимание уделяется научной работе преподавателей и студентов. Учеными факультета разрабатываются различные научно-исследовательские направления:
- оптимизация технической подготовки спортсменов;
- организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в сельских школах.
   Одними из первых на факультете успешно защищают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук: А.И. Замогильнов (ВГПУ), А.П. Гришин (ВГПУ), В.Ю. Петров и В.А. Чекалов, (МГПУ). Коллективом факультета заключаются договоры о научно-педагогическом сотрудничестве с научной школой доктора биологических наук, проф. Б.А. Сермеева (Горьковкий пединститут), лабораторией проф. Г.Б. Мейксона (НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР), кафедрой ТОФВ Ростовского-на-Дону педагогического института и др. Вместе с молодыми преподавателями научной работой активно начали заниматься и студенты. Результаты исследований публиковались в различных изданиях, докладывались на научных конференциях. Подтверждением эффективности НИР и НИРС служит тот факт, что более 40 выпускников факультета получили диплом с отличием.
   Начиная с 1981 г. студенты, участвуя во Всесоюзных олимпиадах «Студент и научно-технический прогресс», занимали призовые места. Леонид Чуриловский в 1981 году занял второе место в олимпиаде по физиологии в г. Челябинске. В 1986 году Ольга Гарина стала второй в олимпиаде по физиологии, а Игорь Новосад - первым по ТМФВ. Андрей Путников в 1988 году в олимпиаде по ТМФВ занял второе место. Неслучайно поэтому, поступив в аспирантуру в НИИФК (Москва) и ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта (Ленинград) Ольга Гарина, Андрей Путников и Андрей Максимов успешно окончили ее, защитив кандидатские диссертации.
   Большой вклад в развитие научного потенциала на факультете внес к.п.н., доцент Никифоров Ю.Б. (зав. каф. спортивных дисциплин с 1988 по 1996 гг.). Под его руководством начала работать с 1995 года аспирантура по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры». Благодаря его инициативе установились прочные научные связи институтом физической культуры ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта.
   Начиная с 1989 года, преподаватели нашего факультета начинают выполнять научные проекты под руководством д.п.н., д.биол.наук, профессора Козлова Игоря Михайловича (заведующего кафедрой биомеханики), д.м.н., профессора Солодкова Алексея Сергеевича (зав. каф. физиологии), д.п.н, профессора Евсеева Сергея Петровича (зав. каф. адаптивной физической культуры), д.п.н., профессора Коллодия Олега Викторовича (проректора по научной работе ГОИФК им. П.Ф. Лесгафта). Начиная с 1992 года, успешно защищают свои диссертации: М.А. Правдов, А.А. Антонов, Н.А. Орлова, и Т.В. Никифорова (ГОИФК им. П.Ф. Лесгафта).
    В этот период, параллельно на кафедрах факультета, развиваются научные связи как с представителями ленинградской, так и московской научной школы. Защищают диссертации Н.Е. Хромцов - «Моделирование физической подготовленности высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции» (НИИФК, Москва, 1993 г.) под руководством д.п.н., профессора В.Н. Кулакова и д.п.н., профессора Ф.П. Суслова; В.Е. Крылов - «Содержание и организация внеклассной работы с трудными подростками путем направленного использования средств физической культуры» (НИИФК, Москва, 1993 г.) под руководством д.п.н, профессора В.А. Кабачкова; В.Ф. Ишухин - «Программно-методические основы занятий баскетболом с учащимися младшего школьного возраста» (НИИ физиологии детей и подростков, Москва, 1992 г.) под руководством д.п.н., профессора Ю.Г. Травина.
   Особая роль в становлении и развитии научной школы на факультете физической культуры принадлежит профессору И.М. Козлову. Ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны г. Ленинграда (награжден медалью «За оборону Ленинграда»), доктор биологических наук, доктор педагогических наук, почетный профессор Шуйского педагогического университета по кафедре спортивных дисциплин, иностранный член Общества спортивной биомеханики, почетный профессор НИИ спортивной техники провинции Чжэцзян (КНР), действительный член Петровской Академии наук и искусств, награжден медалью им. Г.К. Жукова за научную работу, Почетный работник высшей школы – вот далеко неполный перечень основных регалий основателя научной школы на кафедре теории и методики физической культуры и спорта ШГПУ, автор 10 монографий, учебных пособий и более 250 научных и учебно-методических работ по проблемам биомеханики двигательной активности. Результаты исследований научной школы профессора И.М.Козлова широко известны в нашей стране и за рубежом. Несколько его книг по биомеханике, а также глава из монографии, посвященная блокаде Ленинграда, изданы за рубежом.
  Будучи заведующим кафедрой биомеханики, он поднял на качественно новый уровень научно-исследовательскую работу в области спортивной биомеханики ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта и биомеханики физических упражнений на факультете физической культуры ШГПУ. Результатом консолидации научных исследований ученых института физической культуры ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта и факультета физической культуры ШГПУ стало открытие в 2002 году научно-исследовательской лаборатории по изучению адаптационных и функциональных возможностей детей и учащейся молодежи, что ознаменовало новый этап развития научной школы на нашем факультете. При его непосредственном участии кафедра и лаборатория факультета была оснащена современными биомеханическими методиками видеоанализа движений, электромиографии, хронометрии, стабилографии. В учебный процесс была внедрена информационно-измерительная система, позволяющая в режиме реального времени получать информацию о ряде биомеханических характеристик спортсменов. Под его руководством разработаны крупные научные направления: развитие сенсомоторной структуры движений в процессе овладения спортивным мастерством; возрастные и индивидуальные особенности спортивных движений, которые продолжают развиваться в исследованиях магистрантов, аспирантов и докторантов нашего факультета. Значительную поддержку данного направления исследований оказывают представители кафедры биомеханики и теории и методики борьбы НГУ ФКС и здоровья им. П.Ф. Лесгафта д.п.н., профессор А.В. Самсонова, к.п.н. профессор Н.А. Дьяченко и д.п.н., профессор С.Н. Никитин.
   К научной школе факультета физической культуры с полной гордостью можно отнести д.п.н., профессора Собянина Ф.И., а также кандидатов педагогических наук: Шипилова Р.М., Ишухину Е.В., Закурина Л.В., А.В. Перушкина, Ю.В. Тихомирова, Д.В. Незнемова, Т.Л. Незнамову, Андрееву Н.В., М.С. Чахнину, Бесшапошникову С.Ю., Дрепелева Р.А., Юшкевича Д.Б., Айгубова Н.М., Егорову Н.В., Ю.Н. Ермакову, Е.А. Осокину и др., работающих в различных российских вузах, и продолжающие поддерживать научные связи и развивать идеи, зародившиеся в недрах научной школы нашего факультета. Развивается сотрудничество с кафедрами: «Биомеханики» и «Адаптивной физической культуры» Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (г. С-Петербург), «Теории и методики физической культуры» Национального исследовательского университета «БелГУ» (г. Белгород); «Теории и методики спортивных дисциплин» и «Адаптивной физической культуры» ТГУ им. Г.Р. Державина; кафедрами физической культуры Ивановских вузов, кафедрой физической культуры Костромского сельскохозяйственной академии; факультетом физической культуры РГПУ (г. Санкт Петербург); факультетом социальной медицины, адаптивной физической культуры и спорта Российского государственного социального университета (г. Москва); университетом физической культуры и спорта (г. Кишенев, Молдавия); а так же с факультетом физической культуры Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, где успешно защитила свою диссертационную работу Н.Б. Павлюк.
   Новый импульс в развитии научная школа нашего факультета получила благодаря участию в различных конкурсах и грантах. В 2007 году аспирант кафедры ТМФКиС Д.М. Правдов стал победителем конкурса «Стипендия Президента РФ для обучения за рубежом». Проходил научную стажировку в Германии в высшей школе г. Фехта по теме «Развитие системы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с применением современных компьютерных технологий» (2007-2008 уч. год).
  Преподаватели кафедры теории и методики физической культуры ежегодно участвуют в конкурсах грантов. В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 годы стали победителями проекты «Наша новая школа: сохранение и укрепление здоровья детей» (к.п.н. Д.М. Правдов и к.п.н. Ю.Н. Ермакова, 2009); «Психолого-педагогическое сопровождение формирования у детей культуры здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы» (к.п.н. Д.М. Правдов, 2010). Победителями конкурса РГНФ стали проекты д.п.н, профессора М.А. Правдова на издание монографии «Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста» (2006) и его ученика к.п.н. А.В. Корнева «Методика занятий адаптивной физической культурой с умственно отсталыми детьми» (2008).
  Фундаментальные разработки ученых научной школы факультета физической культуры признаются актуальными и находят поддержку на проведение исследований в рамках государственного задания на проведение фундаментальных НИР: «Исследование функциональных и адаптивных возможностей участников образовательного процесса» (2007-2010), «Исследование инновационного потенциала открытого физкультурно-образовательного пространства вуза» (2012-2014).
  Реализация научных идей, апробация новых методик, моделей и технологий физкультурного образования и спортивной тренировки осуществляется на широкой базе экспериментальных площадок, которые организованы на основании договоров о научно-педагогическом сотрудничестве факультета и образовательных учреждений. Опыт научно-исследовательской деятельности научной школы факультета физической культуры и образовательных учреждений неоднократно отмечен грамотами и медалями всероссийских олимпиад и конкурсов.
   Современное развитие системы образования невозможно без научного сопровождения процессов развития инновационного образовательного пространства, инновационной среды и культуры инновационной деятельности участников образовательного пространства. Исследования аспирантов и докторантов факультета физической культуры ШГПУ идут в ногу со временем, отвечают запросам модернизации образования, потребностям инновационного развития общества. Исследования докторантов: А.С. Махова (научн. консультант д.п.н., профессор О.Н. Степанова) и А.В. Корнева (научн. консультант д.п.н., профессор М.А. Правдов) посвящено проблемам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; Д.М. Правдова - разработке системы психолого-педагогического сопровождения формирования у детей культуры здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы.
   Приоритетной задачей научной школы факультета в настоящее время является научное обоснование инновационных подходов к подготовке кадров по физической культуре для различных видов образовательных учреждений и формирования у них профессиональных компетенций. Значительную роль в этом научном направлении оказывает д.п.н., профессор А.Я. Журкина.
   Результатом научного поиска коллектива преподавателей факультета, кафедр и сотрудников лаборатории является разработка модели физкультурно-образовательной среды педагогического вуза. Включение студентов в организацию и проведение профессионально-ориентированных мероприятий физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности с целью формирования инновационной компетентности, ценностного отношения к своему профессиональному развитию, личной ответственности, приобретения опыта педагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности представляется одним из основных направлений в стратегии подготовки бакалавров, магистров и аспирантов на факультете физической культуры.
  На базе факультета физической культуры Шуйского государственного педагогического университета разработаны долгосрочные проекты по проведению конкурсов допрофессионального и профессионального мастерства для студентов и учителей физической культуры. Среди них важное место занимают два конкурса: «Лучший урок физической культуры учебного года» (для студентов) и «Учитель физической культуры XXI века» (для учителей, тренеров, инструкторов, руководителей физического воспитания детей дошкольного возраста, специалистов по адаптивной физической культуре). Научные в своей основе и учебно-методические по содержанию проекты направлены на трансляцию и формирование у студентов педагогического вуза инновационного педагогического опыта специалистов в области физической культуры, спорта, адаптивной физической культуры различных образовательных учреждений, а так же их широкое распространение в сфере образования. Такие конкурсы вот уже три года подряд проводятся на факультете.
  Характеризуя научную школу факультета физической культуры ШГПУ можно сказать, что это сложившаяся форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, объединяемых общим направлением работ и руководимых признанным лидером. При этом важнейшее значение для формирования научной школы имели научные идеи, связанные с интеграцией двигательной и познавательной деятельности человека. Опираясь на сакраментальные слова И.М.Сеченова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению», профессор И.М.Козлов указывает, что не заказан и обратный маршрут - от организованной двигательной активности к различным формам проявления высшей нервной деятельности: ориентировке в пространстве, распознаванию образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению топологических и комбинаторных свойств предметной среды. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности учащихся, а наоборот, выступать как ее результат. Средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей. Именно эти идеи получили реализацию и дальнейшее развитие в исследовательских программах на современном этапе развития факультета и его научной школы.
   История возникновения и процесс функционирования научной школы факультета физической культуры, так же как и других подобных ей своеобразен и неповторим, как специфичны и неповторимы условия создания возникновения и реализации научной идеи в практике физической культуры и спорта. В отличие от традиционных педагогических систем научная школа факультета физической культуры ШГПУ отличается: системообразующими элементами, олицетворяемыми в личности учителей-ученых, основателей школы;•целью педагогической деятельности, которая направлена на обучение научному творчеству; содержанием деятельности и подготовки, характеризующимися нестандартностью и новизной подходов, систематичностью и последовательностью освоения содержания подготовки, определяемой логикой научно-исследовательской деятельности; свободой выбора учениками темы исследования в рамках научно-исследовательской программы школы; индивидуализацией обучения в сочетании с коллективным характером научно-исследовательской деятельности; результатом является становление ученика как ученого и получение объективно нового научного знания.

Заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта
ФГБОУ ВПО "ИвГУ" Шуйский филиал,
профессор, д.п.н М.А. Правдов