МИР ДВИЖЕНИЙ В ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 
Методические материалы
Методы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: методические материалы / [Е.А. Шмелева, С.А. Лебедева, Л.Д. Мальцева, П.А. Кисляков, О.А. Силаева, Н.Ю. Прияткина, Н.А.Лаврух, А.А. Малгина]; под ред. Е.А. Шмелевой, М.А. Правдова — Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 72 с.

Технологии и методики адаптивной физической культуры в воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: методические материалы / [М.А. Правдов, М.В. Воробушкова, Д.М. Правдов, А.В. Корнев]; под ред. М.А.Правдова, Е.А.Шмелевой — Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 72 с.

 
********************************************************************************************************************************************
 
     Студентами и преподавателями факультета физической культуры Шуйского филиала ИвГУ продолжается реализация проекта «Мир движений – океан возможностей» на базе Шуйской коррекционной (специальной) школы-интерната VIII вида. При содействии фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках проекта реализуется технология формирования и коррекции двигательных действий у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с применением нестандартного спортивного оборудования.
     Актуальность разработки технологии занятий по формированию и коррекции двигательных действий у детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена потребностью со стороны специалистов в области адаптивного физического воспитания особого, специализированного оборудования и отсутствием подобного рода разработок в теории и методиках АФК.
     Предложенная технология основана на применении нестандартного спортивного оборудования, которое может быть выполнено в условиях любой образовательной организации. Оно не требует специального лицензирования, экономично и безопасно: «Подвесные мячи для обучения метаниям, ударам, броскам и ловле мяча», «Специальная разметка для ног на полу», «Манжеты для крепления резиновых межсуставных жгутов для коррекции движений». 
     Технология предназначена для педагогов и инструкторов физической культуры, учителей АФК, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования.
     Обучение двигательным действиям детей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья имеет отличительные особенности. Прежде всего, это обусловлено видом и степенью заболевания. Тем не менее, главным остается игровая направленность всего процесса обучения. При этом сам процесс обучения движениям соответствует традиционно сложившейся схеме - от формирования умения к навыку.
     В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству ее выполнения, проявление любознательности и интереса к результату своих действий, удовлетворение от достигнутого результата. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания - легкий и быстрый бег.
     Качественные изменения двигательной деятельности выражаются в более совершенной координации движений, большей их экономии, устранении лишних движений. В двигательных действиях наблюдается осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений, как своих, так и товарищей.
     В основе технологии технология формирования и коррекции двигательных действий у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с применением нестандартного спортивного оборудования используются комплексы упражнений на тренировочных устройствах, что позволяют сопряженно решать задачи обучения двигательным действиям и развивать координационные способности.
Правдов М.А.

Адаптивная физкультура и спорт детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья

 В рамках реализации проекта «Мир движений – океан возможностей» на базе Шуйской коррекционной (специальной) школы-интерната VIII вида студентами и преподавателями факультета физической культуры реализуется технология формирования и коррекции двигательных действий с применением нестандартного спортивного оборудования и методика развития и коррекции психофункциональных и физических способностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Представленная технология формирования и коррекции двигательных действий с применением нестандартного спортивного оборудования является актуальной и востребованной для практики физического воспитания воспитанников специальных школ-интернатов.
     Оригинальность подхода разработанной технологии опирается на применении комплекса упражнений с использованием нестандартного спортивного оборудования и тренировочных устройств. Авторами разработаны и апробированы упражнения с тренировочными устройствами: «Подвесные мячи для обучения метаниям, ударам, броскам и ловле мяча», «Специальная разметка для ног на полу», «Манжеты для крепления резиновых межсуставных жгутов для коррекции движений», «Специальная разметка на стенах зала для выполнения двигательных действий с касанием дидактических ориентиров руками и ударами по мячам ногами», «Сенсорные ленты по коррекции ходьбы и бега» «Лонжи для имитации движений в воздухе».

     В технологии представлены этапы формирования и коррекции двигательных действий у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с применением нестандартного спортивного оборудования. Обучение двигательным действиям выстроено на основе учета особенностей состояния здоровья детей. В основе технологии формирования и коррекции двигательных действий у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья лежит индивидуальный подход подбора упражнений, обеспечена широкая их вариативность.

     Методика направлена на развитие: скоростно-силовых, координационных, силовых способностей, гибкости, точности движений, улучшение деятельности сенсорных систем (зрительной, проприрецептивной, слуховой, тактильной).
     Методика развития и коррекции психофункциональных и физических способностей опирается на использовании подвижных игр с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подвижные игры сгруппированы по направленности воздействия на организм детей и логично распределены в учебном процессе для учащихся 1-4 классов. Проведение подвижных игр и физических упражнений основано на использовании различных исходных положения тела в пространстве (стоя, лежа, сидя).
     В соответствии с климатическими особенностями средней полосы России (Ивановская обл.) для реализации методики выделено четыре этапа: «летний» (май-июнь); «осенний» (сентябрь - ноябрь); «зимний» (декабрь - февраль) и «весенний» (март - май).
     Использование средств, форм и методов, предложенной методики, позволяет комплексно решать ряд задач: коррекционно-развивающих, профилактических, лечебно-восстановительных, адаптационных и мотивационных, обусловленных физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья детей.
     Содержание методика занятий выстраивается с учетом данных медико–психолого-педагогической диагностики состояния здоровья, физического и психического развития детей, степени их заболевания, что позволяет сформировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

 

Обучение волонтёров

     В рамках реализации проекта «Мир движений – океан возможностей» было организованно обучение студентов факультета физической культуры участвующих в проекте по программам «Тренировка навыков физкультурно-оздоровительного тьюторства в индивидуальном сопровождении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» и «Психофункциональная диагностика и мониторинг детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья занимающихся физической культурой».
 
Программа «Тренировка навыков физкультурно-оздоровительного тьюторства в индивидуальном сопровождении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»
     Целью реализации программы является знакомство студентов с основными направлениями и понятиями волонтерской деятельности, тьюторства в рамках физкультурно-оздоровительной работы.
Задачи:
- сформировать у обучающихся общее представление о тьюторстве, его месте в современной системе образования, об истории становления и развития тьюторства в мире и Российской Федерации, его современном состоянии, проблемах и перспективах в сфере физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющих проблемы со здоровьем;
- познакомить волонтеров с понятийным аппаратом, схемами, этапами, формами и приёмами тьюторского сопровождения в различных условиях системы образования, обязанностями тьютора и оценкой эффективности деятельности тьютора;
- обучить навыкам индивидуальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в рамках физкультурно-оздоровительного пространства, позволяющих студентам грамотно ориентироваться в конкретных проблемах тьюторской деятельности, формировать умения использования форм, средств и методов физической культуры и спорта тьюторами для обеспечения полноценного процесса учебно-тренировочной деятельности с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья с учётом их психофункционального состояния.
 
«Психофункциональная диагностика и мониторинг детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья занимающихся физической культурой»
     Целью реализации программы является знакомство студентов с основными методиками психофункциональной диагностики и мониторинга детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой.
Задачи:
- сформировать у обучающихся общее представление о диагностике и мониторинге психофункционального состояния детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- познакомить с методиками психофункциональной диагностики детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать умения применять на практике методики психофункциональной диагностики.
     
     В ходе реализации процесса обучения по программам студенты получили важные знания, умения и навыки для успешного осуществления волонтерской деятельности с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

Мониторинг психомоторного развития детей в рамках проекта

     В рамках проекта «Мир движений – океан возможностей» преподавателями и волонтерами факультета физической культуры было организованно тестирование детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием «НС-Психотест». Компьютерный комплекс НС-Психотест предназначен для комплексной оценки по результатам выполнения тестовых заданий психофизиологических и психологических свойств и функций организма здоровых, а также имеющих заболевания людей.
     Результаты психофизиологического и психологического тестирования используются для решения широкого спектра научных и практических задач в области здравоохранения, медико-социальной экспертизы, дошкольного, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта, социального обслуживания, в психологическом консультировании, в сфере профессиональной деятельности.
Были использованы следующие методики:
- реакция на движущийся объект;
- реакция выбора;
- зрительно-моторная реакция.
     Были обследованы учащиеся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Шуи, которые участвуют в проекте «Мир движений – океан возможностей».
Правдов М.А., Корнев А.В.