Научно-исследовательская лаборатория
функциональных и адаптивных возможностей 
детей и учащейся молодежи

• Цель и задачи работы лаборатории

Цель работы лаборатории
    Деятельность проблемной научно-исследовательской лаборатории (НИЛ) «Физкультурное образование и изучение функциональных и адаптивных возможностей детей и учащейся молодежи» факультета физической культуры направлена на привлечение профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов вуза и факультета к разработке фундаментальных проблем в области физической культуры и спорта.
Задачи:
• проведение научных исследований в области физкультурного образования и изучения функциональных и адаптивных возможностей детей и учащейся молодежи.
• оказание помощи подразделениям вуза, образовательным учреждениям региона в создании и освоении в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах новых технологий и программ, разработаны на основе выполненных в лаборатории исследований.
• содействие повышению качества подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, росту квалификации преподавателей вуза.

• Основные направления деятельности лаборатории

• Научно-исследовательские программы развития биомеханики двигательной активности человека 
 • Онтогенез двигательной активности человека 
 • Исследование адаптивных и функциональных возможностей участников образовательного процесса 
 • Интеграция двигательной и познавательной деятельности как условие повышения качества образования и здоровья участников образовательного процесса 
 • Тренажеры и технические средства в физической культуре и спорте 
 • Организация и методики занятий адаптивной физической культурой 
 • Биомеханика двигательной активности инвалидов 
 • Использование современных компьютерных технологий в системе физического воспитания детей и учащейся молодежи 
 • Подготовка физкультурных кадров для современной системы образования России

• Краткая историческая справка

   
     Результатом консолидации научных исследований ученых института физической культуры ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта и факультета физической культуры ШГПУ стало открытие в 2002 году научно-исследовательской лаборатории по изучению адаптационных и функциональных возможностей детей и учащейся молодежи. При непосредственном участии д.п.н., д.б.н., профессора И.М. Козлова лаборатория факультета была оснащена современными биомеханическими методиками видеоанализа движений, электромиографии, хронометрии, стабилографии. В учебный процесс была внедрена информационно-измерительная система, позволяющая в режиме реального времени получать информацию о ряде биомеханических характеристик спортсменов. 
     В лаборатории разработаны научные направления: развитие сенсомоторной структуры движений в процессе овладения спортивным мастерством; возрастные и индивидуальные особенности спортивных движений, которые продолжают развиваться в исследованиях магистрантов, аспирантов и докторантов нашего факультета. Значительную поддержку данного направления исследований оказывают представители кафедры биомеханики и теории и методики борьбы НГУ ФКС и здоровья им. П.Ф. Лесгафта д.п.н., профессор А.В. Самсонова, к.п.н. профессор Н.А. Дьяченко и д.п.н., профессор С.Н. Никитин. 
     Полученные в научной лаборатории факультета физической культуры результаты отражены в диссертационных исследованиях д.п.н., профессора Собянина Ф.И., кандидатов педагогических наук: Шипилова Р.М., Ишухиной Е.В., Закурина Л.В., А.В. Перушкина, Ю.В. Тихомирова, Д.В. Незнемова, Т.Л. Незнамовой, Н.В. Андреевой, М.С. Чахниной, С.Ю. Бесшапошниковой, Р.А. Дрепелева, Д.Б. Юшкевича, Н.М. Айгубова, Н.В. Егоровой, Ю.Н. Ермаковой, Е.А. Осокиной, А.В. Корнева, Д.М. Правдова, А.С. Махова, А.А. Головкиной, Н.Б. Павлюк и др. НИЛ развивает сотрудничество с кафедрами: «Биомеханики» и «Адаптивной физической культуры» Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (г. С-Петербург), «Теории и методики физической культуры» Национального исследовательского университета «БелГУ» (г. Белгород); «Теории и методики спортивных дисциплин» и «Адаптивной физической культуры» ТГУ им. Г.Р. Державина; кафедрами физической культуры Ивановских вузов, кафедрой физической культуры Костромского сельскохозяйственной академии; факультетом физической культуры РГПУ (г. Санкт Петербург); факультетом социальной медицины, адаптивной физической культуры и спорта Российского государственного социального университета (г. Москва); университетом физической культуры и спорта (г. Кишенев, Молдавия); а так же с факультетом физической культуры Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и др. научными и образовательными учреждениями и организациями. 
     Новый импульс в развитии научная лаборатория факультета получила благодаря участию в различных конкурсах и грантах. В 2007 году аспирант кафедры ТМФКиС Д.М. Правдов стал победителем конкурса «Стипендия Президента РФ для обучения за рубежом». Проходил научную стажировку в Германии в высшей школе г. Фехта по теме «Развитие системы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с применением современных компьютерных технологий» (2007-2008 уч. год). 
     Члены лаборатории и преподаватели кафедры теории и методики физической культуры и спорта ежегодно участвуют в конкурсах грантов. В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 годы стали победителями проекты «Наша новая школа: сохранение и укрепление здоровья детей» (к.п.н. Д.М. Правдов и к.п.н. Ю.Н. Ермакова, 2009); «Психолого-педагогическое сопровождение формирования у детей культуры здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы» (к.п.н. Д.М. Правдов, 2010). Победителями конкурса РГНФ стали проекты д.п.н, профессора М.А. Правдова на издание монографии «Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста» (2006) и его ученика к.п.н. А.В. Корнева «Методика занятий адаптивной физической культурой с умственно отсталыми детьми» (2008). 
     Фундаментальные разработки ученых лаборатории факультета физической культуры признаются актуальными и находят поддержку на проведение исследований в рамках государственного задания на проведение фундаментальных НИР: «Исследование функциональных и адаптивных возможностей участников образовательного процесса» (2007-2010), «Исследование инновационного потенциала открытого физкультурно-образовательного пространства вуза» (2012-2014). Реализация научных идей, апробация новых методик, моделей и технологий физкультурного образования и спортивной тренировки осуществляется на широкой базе экспериментальных площадок, которые организованы на основании договоров о научно-педагогическом сотрудничестве факультета и образовательных учреждений. Опыт научно-исследовательской деятельности научной школы факультета физической культуры и образовательных учреждений неоднократно отмечен грамотами и медалями всероссийских олимпиад и конкурсов. 
     Современное развитие системы образования невозможно без научного сопровождения процессов развития инновационного образовательного пространства, инновационной среды и культуры инновационной деятельности участников образовательного пространства. Исследования аспирантов и докторантов факультета физической культуры идут в ногу со временем, отвечают запросам модернизации образования, потребностям инновационного развития общества. Исследования докторантов: А.С. Махова (научн. консультант д.п.н., профессор О.Н. Степанова) и А.В. Корнева (научн. консультант д.п.н., профессор М.А. Правдов) посвящено проблемам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; Д.М. Правдова - разработке системы психолого-педагогического сопровождения формирования у детей культуры здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы. 
     Приоритетной задачей лаборатории факультета в настоящее время является научное обоснование инновационных подходов к подготовке кадров по физической культуре для различных видов образовательных учреждений и формирования у них профессиональных компетенций. Значительную роль в этом научном направлении оказывает д.п.н., профессор А.Я. Журкина. 
     Результатом научного поиска коллектива преподавателей факультета, кафедр и сотрудников лаборатории является разработка модели физкультурно-образовательной среды педагогического вуза. Включение студентов в организацию и проведение профессионально-ориентированных мероприятий физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности с целью формирования инновационной компетентности, ценностного отношения к своему профессиональному развитию, личной ответственности, приобретения опыта педагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности представляется одним из основных направлений в стратегии подготовки бакалавров, магистров и аспирантов на факультете физической культуры. 
     На базе факультета физической культуры Шуйского государственного педагогического университета разработаны долгосрочные проекты по проведению конкурсов допрофессионального и профессионального мастерства для студентов и учителей физической культуры. Среди них важное место занимают два конкурса: «Лучший урок физической культуры учебного года» (для студентов) и «Учитель физической культуры XXI века» (для учителей, тренеров, инструкторов, руководителей физического воспитания детей дошкольного возраста, специалистов по адаптивной физической культуре). Научные в своей основе и учебно-методические по содержанию проекты направлены на трансляцию и формирование у студентов педагогического вуза инновационного педагогического опыта специалистов в области физической культуры, спорта, адаптивной физической культуры различных образовательных учреждений, а так же их широкое распространение в сфере образования. Такие конкурсы вот уже три года подряд проводятся на факультете при научном сопровождении сотрудников лаборатории.
 

• Коллектив лаборатории

   

Руководитель: Правдов Михаил Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта

СОСТАВ:

• Списки научных трудов коллектива лаборатории

список научных трудов Правдов М.А.
список научных трудов Замогильнов А.И.
список научных трудов Бубочкин Б.П.
список научных трудов Воробушкова М.В.
список научных трудов Хромцов Н.Е.
список научных трудов Головкина А.А.
список научных трудов Гогин А.Б. 
список научных трудов Правдов Д.М.
список научных трудов Корнев А.В.
список научных трудов Павлюк Н.Б.
список научных трудов Махов А.С.
список научных трудов Шутов А.Н.


• Научно-исследовательские работы лаборатории

   
;

• Монографии

   



 

• Учебники и учебные пособия

   


 

• Авторские свидетельства, патенты, рационализаторские предложения

   



 

• Диссертации, защищенные под руководством членов лаборатории

   
     Аспирантура по специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры была открыта в 1994 году Пр. МО РФ № 1059/13-25 от 07.12.1994. В период с 1994 по 2013 г. закончили обучение более 30 человек, с защитой диссертации. С момента открытия общая эффективность работы аспирантуры возросла с 50% до 80%.
     ГОЛОВКИНА АННА АЛЕКСЕЕВНА. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста». Научный руководитель: д.п.н., проф. Михаил Александрович Правдов. 
     ГОГИН АЛЕКСЕЙ БОРИСОВИЧ. В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Подготовка учителя физической культуры для работы в сельской школе». Научный руководитель: д.п.н., проф. Михаил Александрович Правдов. 
     ШИПИЛОВ РОМАН МИХАЙЛОВИЧ. В октябре 2005 года защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Открытое физкультурно-образовательное пространство как условие подготовки студентов факультета физической культуры к педагогической практике». Научный руководитель: д.п.н., профессор Правдов Михаил Александрович. 
      МАХОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ. В 2005 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Формирование физической культуры личности сельских подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба». Научный руководитель: д.п.н., проф. Михаил Александрович Правдов. В 2013 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему: «». Научный консультант – д.п.н., профессор Ольга Николаевна Степанова. 
     ЗАКУРИН ЛЕОНИД ВЕНИАМИНОВИЧ. В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Формирование потребности к занятиям физической культурой у студентов технического вуза на основе использования рейтинговой системы оценивания». Научный руководитель – Михаил Александрович Правдов. 
     ТИХОМИРОВ ЮРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Биомеханический контроль за физической и технической подготовленностью футболистов различной квалификации» Научные руководители: д.п.н., проф. Игорь Михайлович Козлов и к.п.н., доцент Маджит Халидович Коджешау. 
     ФЕДОРОВА (БЕСШАПОШНИКОВА) СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию «Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре». Научный руководитель д.п.н., профессор Правдов Михаил Александрович. 
     НЕЗНАМОВА ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА. В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Профессиональная подготовка студентов факультета физической культуры к работе в дошкольных образовательных учреждениях». Научный руководитель: д.п.н., проф. Михаил Александрович Правдов. 
     ЮШКЕВИЧ ДЕНИС БОРИСОВИЧ. В 2006 г. защитил диссертацию по теме: «Развитие точности движений у детей дошкольного возраста на основе использования упражнений в метаниях». Научный руководитель: д.п.н., проф. Михаил Александрович Правдов. 
     ПАВЛЮК НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА. В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического вуза средствами физической культуры». Научный руководитель: д.п.н., проф. Михаил Александрович Правдов. 
     КОРНЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ. В 2008 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на физкультурных занятиях в условиях детского дома-интерната». Научный руководитель:д.п.н., профессор Михаил Александрович Правдов. 
     ЧАХНИНА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. В 2008 г. защитила диссертацию по теме: «Содержание и направленность регионального компонента программы по физической культуре в младших классах на основе средств туризма». Научный руководитель: д.п.н., проф. Федор Иванович Собянин. 
     ПРАВДОВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ. В 2009 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование двигательных действий на основе использования упражнений с целевой точностью у детей дошкольного возраста». Научный руководитель: д.п.н., д.б.н., профессор Игорь Михайлович Козлов. 
     УШНИКОВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ. В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Коррекция поведения подростков с повышенным уровнем агрессивности в процессе занятий спортивной борьбой». Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Никитин Сергей Николаевич. 
     ЕРМАКОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА. В 2010 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Методика физкультурных занятий с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол». Научный руководитель: д.п.н., проф. Михаил Александрович Правдов. 
     НОСОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ. В 2010 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Подготовка студентов физической культуры к действиям в чрезвычайных ситуациях с использованием средств спортивной борьбы». Научный руководитель - д.п.н., проф. Никитин С.Н. 
     АЙГУБОВ НАРИМАН МАГОМЕДОВИЧ. В 2010 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Физическая подготовка студентов нефизкультурного вуза средствами кикбоксинга». Научный руководитель – д.п.н., проф. Правдов Михаил Александрович. 
     ДЖАЛИЛОВ СОСЛАН АСЛАНОВИЧ. В 2011 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Технико-тактическая подготовка начинающих самбистов-студентов на основе повышения эффективности защиты от болевых приемов». Научный руководитель: д.п.н., доцент Сергей Николаевич Никитин. 
     ЕГОРОВА НАДЕЖДА ВЯЧЕСЛАВОВНА. В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Технологическая подготовка начинающих легкоатлетов в эстафетном беге на основе совершенствования функций двигательной и тактильной сенсорной системы». Научный руководитель: д.п.н., проф. Михаил Александрович Правдов. 
     ОСОКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА. В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Содержание и методика занятий фитнесом с глухими женщинами 25-35 лет». Научный руководитель д.п.н., доцент Ольга Николаевна Степанова.
 

• Организация научных конференций

   
   1. Международная научно-практическая конференция «Физкультурное образование детей и учащейся молодежи», 2008;
2. Межвузовская научная конференция «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», 2008;
3. Всероссийская научная конференция «Физическое воспитание, спортивная тренировка, оздоровительная и адаптивная физическая культура участников образовательного процесса», 2009;
4. Международная научно-практическая конференция «Развитие физической культуры детей и учащейся молодежи», 2010;
5. Международная научно-практическая конференция «Культура здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы», 2012.
 

• Награды

   
   1. Грамота победителя и Золотая медаль конкурса наиболее успешно внедренных разработок выставки научных достижений Ивановской области
  2. Диплом лауреата областного конкурса научных работ среди молодых ученых. Иваново 2009 г.
  3. Диплом - Всероссийский образовательный форум «Образовательная среда -2009», Москва ВВЦ (2009г.)
  4. Диплом XIV Российского образовательного форума (ЗАО "МВК", Москва)
  5. Диплом IV Всероссийский образовательный конкурс «Инноватика в образовании»
  6. Диплом Международной конгресс-выставки «GLOBAL EDUCATION - Образование без границ» 2010
  7. Диплом конкурса инновационных проектов Всероссийского форума.
  8. Приз «Жемчужина российского образования» IV Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании»
  Благодарственное письмо администрации города Шуи за активное участие в реализации молодёжной политики и большой вклад в развитие самодеятельного творчества
  9. Диплом лауреата Всероссийского конкурса на «Лучшую научную книгу», 2013 г.
  Диплом дипломанта творческого конкурса внештатных авторов газеты «Шуйские известия», 2014 г.
  10. Благодарственное письмо Международной специализированной выставки и фестиваля для инвалидов за активное участие в Первой Международной спе-циализированной выставке для инвалидов «REHA MOSCOW INTERNA-TIONAL 2011»
  11. Благодарность Министра спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации за значительный вклад в развитие физической культуры и спорта, туризма и молодёжной политики в Российской Федерации, 2012 г.
 

• Взаимодействие научно-исследовательской лаборатории

• Адыгейский государственный университет (институт физической культуры и дзюдо, каф. биомеханики)
• Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (кафедра биомеханики, каф. теории и методики борьбы, кафедра физиологии, каф. теории, каф. адаптивной физической культуры)
• РГПУ им. А.И. Герцена (факультет физической культуры, каф. оздоровительной гимнастики)
• ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (факультет физической культуры, каф. гимнастики)
• Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (институт физической культуры)
• Белгородский государственный университет
• Московский педагогический государственный университет (каф. спортивных дисциплин и методики преподавания)
• Высшая школа г. Фехта (Германия)

• Контактная информация

   
155900, г. Шуя Ивановской области, ул. Кооперативная, д. 24, корп. №6 "Дворец спорта", ауд. 113 
E-mail: pravdov@mail.ru 
Раб. тел: 8 (49351) 4-69-30. 
Научный руководитель научно-исследовательской лаборатории функциональных и адаптивных возможностей детей и учащейся молодежи, профессор Михаил Александрович Правдов