ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(к 20-летию начала комплексных медико-психолого-педагогических исследований в Шуйском государственном педагогическом университете)

     Начало комплексных медико-психолого-педагогических исследований в Шуйском государственном педагогическом университете (в 1992 году – ШГПИ им. Д.А. Фурманова) связано с изучением образа жизни студентов. Данные исследования образа жизни более 500 семей студентов вошли в материалы докторского диссертационного исследования, защищенного в 1995 году Татьяной Вячеславовной Карасёвой. Эта, первая в Шуйском университете, защита докторской диссертации по медицине, во многом способствовала открытию 1 сентября 1996 года кафедры валеологии (решение ученого Совета под председательством ректора Евгения Степановича Гуртового от 26.04.96).
     Начало подготовки студентов по новой для вуза специальности «Педагог-валеолог» потребовало активизации научных исследований по валеологии. В 1996 году был произведен первый набор аспирантов и соискателей кафедры. Были защищены диссертации, посвященные валеологическому образованию и воспитанию школьников (Баклушина Е.К., 1999), воспитанию представлений о здоровом образе жизни у школьников в условиях сельского района (Нестерова Л.В., 2000), валеологическому сопровождению воспитательного процесса в ДОУ (Толстова С.Ю., 2000), формированию здорового образа жизни младших школьников (Ишухина Е.В.,2000), формированию здорового образа жизни российской семьи (Березина И.Г., 2002).
     Результаты научных исследований послужили основой для создания программно-методического обеспечения новой специальности. Был издан ряд учебно-методических пособий, включая «Основы валеологии» (рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений и слушателей факультетов переподготовки и повышения квалификации). Результаты научно-методической работы были опубликованы в центральных журналах: «Валеология», «Начальная школа», «Здравоохранение», «Наука и школа», а также прошли успешную апробацию на многих конференциях, в том числе на IV и V национальных конгрессах по профилактической медицине и валеологии (1997,1998). Уровень подготовки специалистов на кафедре получил высокую оценку в ходе государственной аттестации, профессор Т.В. Карасёва была включена в состав экспертов Министерства образования РФ по валеологии.
     Параллельно с подготовкой педагогов-валеологов, в ШГПУ развивалось медицинское образование студентов других специальностей. Основное внимание на кафедре уделялось формированию здорового образа жизни будущего педагога, создавались авторские курсы, учебные пособия. Научно-методическому обоснованию этого направления были посвящены диссертации Перевозчиковой Е.В. («Педагогические основы формирования здорового образа жизни будущего учителя», 2001), Гиголаевой Т.В. («Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа жизни», 2006), Кислякова П.А. («Управление качеством здоровьеформирующего образования будущих педагогов», 2008).
     Углубленное изучение проблем формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования (Буланова Л.Б., 2006; Семенова А.Ю.,2009; Батягина Н.Ж., 2010) стало основой для разработки практико-ориентированных программ повышения квалификации и дополнительного образования на кафедре.
     Исследования проблем здорового образа жизни получили новое развитие благодаря творческому сотрудничеству с Российским государственным социальным университетом. Совместно с коллективом РГСУ были изданы 10 учебных и учебно-методических пособий с грифом учебно-методического отдела вузов России по образованию в области социальной работы.
     Неоценимый вклад в развитие психолого-педагогических исследований в первые годы работы кафедры внесла член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Нина Васильевна Кузьмина. Совместно с Т.В. Карасёвой, Нина Васильевна руководила научными исследованиями аспирантов кафедры, являлась в ШГПУ основателем и председателем диссертационного совета К 113.82.01., в состав которого (по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология) были включены профессора Т.В. Карасёва и С.Н. Толстов.
     Творческое сотрудничество с Н.В. Кузьминой дало импульс для начала акмеологических исследований проблем здоровья и профессионализма. В 2004 году произошло неординарное по научным меркам и значимое не только для университета событие – защита профессором С.Н.Толстовым второй докторской диссертации: «Развитие творческой готовности организаторов здравоохранения к профессиональной деятельности» на соискание ученой степени доктора психологических наук (научный консультант – Академик РАО Анатолий Алексеевич Деркач). На защите, проходившей в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, академик РАО А.А. Бодалев, выступивший первым оппонентом, отметил, что данная работа дает начало новому научному направлению – медицинской акмеологии.
     Медико-акмеологическое направление было развито в диссертациях Коптева Д.Ю. («Акмеологические факторы готовности педагогов к формированию здорового образа жизни школьников», 2004), Пиперова С.Е. («Акмеологические особенности творческой готовности к профессиональной деятельности организаторов сельского здравоохранения», 2004), Овчинниковой И.В. («Психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития организатора здравоохранения на этапе последипломного образования», 2004), Лощакова А.М. («Акмеологические условия оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога», 2006), Булановой Л.Б. («Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию ЗОЖ студентов медицинского училища», 2006), Батягиной Н.Ж. («Социально-психологические условия эффективного развития культуры здорового образа жизни педагога сельской школы», 2010), Подворной Е.В. («Психолого-акмеологические условия развития детей первого года жизни с психомоторными нарушениями», 2011). В 2007 году под руководством С.Н.Толстова был создан межрегиональный аналитический центр «Акме», координирующий акмеологические исследования специалистов социальной сферы.
     Большую роль в интеграции медико-социальных и психолого-педагогических исследований в период 1996-2006 годов сыграло творческое сотрудничество кафедры здоровьесберегающих технологий ШГПУ и кафедры общественного здоровья и здравоохранения факультета последипломного образования Ивановской государственной медицинской академии, которую в то время возглавлял профессор Сергей Николаевич Толстов. Под его руководством были осуществлен обширный комплекс диссертационных исследований по проблемам реформирования здравоохранения и профессионализму медицинских работников.
     Особую значимость для практического здравоохранения сыграли диссертации, исполнителями которых стали главные врачи лечебных учреждений Ивановской и Владимирской областей (Гмырин В.Г., Самойлов В.Е., Руженский В.И., Романчук С.А., Гольцов В.Б., Шувалов А.П., Тихомолов М.В., Смирнов В.Н., Пиперов Е.В.). Также в этот период были защищены диссертации, посвященные актуальным вопросам социальной медицины и организации здравоохранения (Бурсикова Д.В., 2002, Мусницкая Н.А., 2003, Руженская Е.В., 2004). Проблемы медицинской профилактики нашли отражение в работах Сальниковой Т.А., 1998, Бединой И.В., 2006 и Синельниковой М.В. , 2011.
     Одним из результатов развития этого направления стало учебно-методическое пособие «Профессионализм специалиста социальной медицины» (Толстов С.Н., Карасева Т.В., 2007), утвержденное учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию. Результаты, полученные в этих диссертациях, позволили научному коллективу напрямую подойти к выделению междисциплинарного научного направления – интеграционной социальной медицины. Это направление в настоящее время является одним из приоритетных в исследованиях ученых кафедры. Значимость этой тематики подтверждается тем фактом, что именно она является предметом договора о научно-педагогическом сотрудничестве, подписанном между ШГПУ и НИИ питания Российской академии медицинских наук (РАМН), в лице директора, академика Российской академии медицинских наук Тутельяна В.А. В рамках данного направления запланированы докторские диссертации Руженской Е.В. и Тихомолова М.В. и ряд кандидатских исследований.
     Отличительной особенностью научных исследований кафедры можно считать их практикоориенированный характер, что значительно облегчало освоение преподавателями новых для университета специальностей и направлений подготовки: «Физическая культура для лиц, с нарушениями здоровья (адаптивная физическая культура)», «Логопедия» и «Олигофренопедагогика», «Безопасность жизнедеятельности».
     С началом, в 2004 году, подготовки по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) стало развиваться соответствующее направление научных исследований. Большую роль здесь сыграло открытие в ШГПУ диссертационного совета Д.212.302.01., членами которого (по специальности 13.00.04. – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры) стали профессора Карасёва Т.В., Толстов С.Н.
     Аспиранты, докторанты и преподаватели кафедры выполняют диссертационные исследования по адаптивной физической культуре на базе центров Дикуля в Москве (М. Скубенич), спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» (Махов А.С.), центра адаптивной физической культуры «Подсолнух» (М.Попов). Совместно с кафедрой теории и методики физической культуры и спорта (проф. Замогильнов А.И.) подготовлено пять пособий по адаптивной физической культуре с грифом УМО по образованию в области физической культуры и спорта.
     Коллектив кафедры, по сути, является творческой научной лабораторией, исполнителем одной из приоритетных для ШГПУ тем, посвященных психолого-педагогическим, медико-социальным и физкультурно-оздоровительным аспектам формирования здорового образа жизни и охране здоровья населения России. Данная тема включает раздел, который выполнялся 2005-2009гг по заданию Федерального агентства по образованию РФ: «Исследование психолого-педагогических основ воспитания культуры здоровья в системе непрерывного образования». На кафедре был разработан проект «Здоровый образ жизни – от преподавателя к студенту», который получил диплом первой степени на II Всероссийском конкурсе моделей и проектов воспитательной деятельности в вузах России. На форуме «Образовательная среда-2006» коллективу университета вручена золотая медаль «Лауреат Всероссийского выставочного центра» за создание комплексной программы по формированию культуры здоровья участников образовательного процесса. В этой программе были отражены результаты многолетних исследований кафедры по изучению проблемы здоровьесбережения в системе образования.
     Ученые кафедры успешно представляют инновационные разработки на выставках и форумах различных уровней. Подтверждением этому являются многочисленные дипломы, медали и премии. Ученые кафедры готовили экспозиции и были участниками выставок научных достижений нашей области: «Ивановский инновационный салон» в 2005 и 2006 годах, Всероссийских форумов «Образовательная среда» в 2005 и 2006 годах, второго Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России».
     В 2007-2008 годах два научных проекта с участием ученых кафедры получили финансовую поддержку в виде грантов Российского государственного научного фонда: «Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи» и «Педагогические условия гигиенического образования детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития». В составе творческого коллектива ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», под руководством профессора Карасёвой Т.В. сотрудниками кафедры был успешно выполнен проект «Разработка требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ с позиции формирования обучающихся, воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов» (по заданию министерства образования и науки РФ. Государственный контракт от 31 июля 2009 г. № 06.0113.11.017).
     Качественно новым этапом развития научных исследований на кафедре можно считать проект «Мониторинг здоровья и формирование здорового образа жизни средствами адаптивной физической культуры».
     В сентябре 2012 года данный проект стал победителем в конкурсе, объявленном Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках мероприятия федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N2 568 (шифр 2012-ПРТТ).
     Главной задачей целью данной программы является разработка комплексного диагностического сопровождения формирования здорового образа жизни и здоровья лиц, занимающихся адаптивной физической культурой. Механизмами реализации программы являются проведение научных исследований, внедрение их в образовательный процесс ШГПУ по таким направлениям подготовки как: адаптивная физическая культура, физическая культура, безопасность жизнедеятельности, логопедия, дефектология и другим.
     Победа в данном конкурсе не случайна. Идею развития диагностической базы медико-психолого-педагогических научных исследований и повышения на этой основе качества образования давно пропагандирует профессор Сергей Николаевич Толстов. В настоящее время, благодаря усилиям С.Н. Толстова, развиваются связи ШГПУ с РАМН. В июне этого года С.Н. Толстов участвовал в работе ХХVI (89-й) сессии общего собрания РАМН «Нейронауки – современной медицине: нейрофизиология, нейробиология, неврология, нейрохирургия, психиатрия». Именно нейронаукам принадлежит большое будущее.
     В постановлении Президиума РАМН, указано, что одним из приоритетных направлений исследований является разработка медико-социально-педагогических программ на основе активного внедрения системы нейрореабилитации. Именно в этом направлении будут активизироваться научные иследования кафедры.
     Таковы наиболее значимые этапы становления комплексных медико-психолого-педагогических исследований в Шуйском государственном педагогическом университете. Перспективы развития данного научного направления мы видим в свете развития ШГПУ как филиала классического университета в русле решения задач инновационного развития российской высшей школы.

Заведующий кафедрой здоровьесберегающих технологий
и адаптивной физической культуры,
доктор медицинских наук, профессор Карасёва Т.В.